unrealalex (unrealalex) wrote,
unrealalex
unrealalex

Category:

Проект "Сокровища Оружейной Палаты". Часть 4 [амбротипы]

В первой части я рассказал о проекте: Проект "Сокровища Оружейной Палаты" [амбротипы]
А во второй - о тяжести корон и шапок царских: Проект "Сокровища Оружейной Палаты" Часть 2 [амбротипы]
В третьей представил публике два отличных шлема: Проект "Сокровища Оружейной Палаты" Часть 3 [амбротипы]

Сегодня речь пойдет о Горе-Куритильнице и Чаше для Пунша


Гора Курительница , амбротип 8х10"
Россия, Москва, Оружейная палата,
Хранитель: Кудрявцева Анжелика Геннадьевна




«Пир горой» - так говорим мы о богатом столе с щедрым угощением. Интересно, что ранее смысл
этому выражению придавался несколько иной. Историк Алексей Милемовский в книге «Обозрение
Москвы» в главе об Оружейной палате пишет: «Три серебряные горни золоченные поставлялись также
для украшения царских столов на значительнейшие пиршества, что означало «пир с горой». Речь
идет о так называемой горе-курительнице. В экспозиции Оружейной палаты таких диковинных
произведений три.
Ими действительно могли украшать столы, хотя изначально в них был заложен именно духовный
смысл, никак с материальным насыщением не связанный. Это идея восхождения через трудности,
обрывы и отвесные скалы к цели – прекрасному городу-замку – символу высшей власти на вершине
золотого холма. Эти произведения не только радовали глаз его осматривавшего – находиться рядом
с горой-курительницей было приятно.
Все дело в исходящих из нее душистых фимиамах: ароматные свечи, травы, еловые иголочки
помещались в специальные ящички в горе-основании. Две такие одинаковые горы – произведения
гамбургского мастера Дитриха тер Мойе были куплены 400 лет назад в Архангельске, куда прибывали
нагруженные разнообразными товарами, в том числе для услаждения глаз, иностранные корабли.
Третья гора размера меньшего появилась чуть позже как дипломатическое подношение шведского
посла. Все заняли почетное место в царской казне. Дворец на вершине этой горы напоминает
королевский датский замок Кронбург в Эльсиноре, что позволяет исследователям полагать – до
появления в Москве это произведение могло находиться в сокровищнице короля Кристиана IV –
любителя изящных искусств. Автор его, по видимому, немецкий мастер, работавший в Дании при
дворе. Как отмечает исследователь Галина Маркова, образ аллегорического замка «бурга» весьма
актуален в старом немецком искусстве. Средневековые цитадели неоднократно появляются в гравюрах
Дюрера. Массивные курительницы возвышаются теперь в витринах Оружейной палаты. Тропинки
по-прежнему ведут вверх по золотой горе к загадочному городу на вершине. Только вот ароматному
дымку никогда больше не виться из расщелин в серебряных скалах. Все же музейный предмет.
Ксения Басилашвили, Эхо Москвы

Гора эта сделана вся из чистого золота. И нам пришлось "поиграть" с освещением, что бы выявить
разный рисунок. В итоге получилось ощущение, что разные части сделаны из разного материала.




Чаша для Пунша , амбротип 8х10"
Россия, Москва, Оружейная палата,
Хранитель: Мунтян Татьяна Николаевна


Голова и ручки сделаны из серебра, а центральная часть - хрусталь. Очень увесистая, надо сказать. :)



Tags: ambrotype, collodion, wet-plate, амбротип, амбротипия, коллодий, музеи кремля, оружейная палата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments